Территория свободы: о миссии уличного артиста и стритабельности постановок

Фестиваль уличных театров “Легкие крылья” стал традиционным праздником для горожан и гостей города, предлагая уникальную возможность окунуться в атмосферу волшебства, красоты и детства. В эти дни театральные коллективы получают уникальную возможность обменяться опытом на различных площадках, а также обсудить актуальные вопросы на круглых столах и дискуссиях в рамках деловой программы, организованной в перерывах между представлениями.

Так, воскресный день прошлого уик-энда начался со встречи продюсеров и художественных руководителей театров. Приглашенные на дискуссию критики Юлия Клейман, Анна Казарина, Ирина Селезнева-Редер и Нияз Игламов озвучили свои наблюдения по итогам первого фестивального дня.
Нияз Игламов отметил, что театр богат и счастлив в своём многообразии, и тенденции, которые занимают театры, включаются в этот процесс с большим интересом. Он подчеркнул недостаток информации, обсуждая уличные театры в контексте средневекового искусства, когда театр был театром для всех, элитарным искусством для народа. Он также упомянул важность меценатства, подчеркивая, что главным спонсором художественного искусства является государство. И что на сегодняшний день этот вопрос, касающийся уличных театров, в России всё ещё открыт.
Ирина Селезнева-Редер затронула вопрос освещенности уличных театров, отметив, что издания не всегда ориентированы на такие материалы. Она подчеркнула, что уличные театры должны показывать, что они делают, чтобы заслужить внимание и зацепить зрителя. Она отметила положительный аспект присутствия театральных критиков на фестивале, но также добавила, что нужна платформа для самопрезентации и совместной деятельности.
Анна Казарина отметила, что критики, не имеющие опыта посещения множества фестивалей, часто затрудняются писать о театре профессионально и глубоко. Для этого необходимо выработать свои схемы и правила, подобные тем, что существуют для классического театра.
Казарина подчеркнула важность образования как для критиков, так и для актёров. Она привела в пример кукольников, которые могли бы успешно работать в публичном театре, если бы у них была возможность обучаться базовым принципам этого жанра. “Образование должно быть на всех уровнях, включая актёров и режиссёров, которые занимаются уличным театром. Это необходимо для сохранения свободы и открытости общения с публикой, что является ключевым элементом уличного театра”, — подчеркнула она.
Юлия Клейман отметила, что фестиваль привносит больше променадов, живых картин и оживших статуй, но выразила опасение, что это приближается к коммерческим украшениям. Она подчеркнула, что уличному театру не хватает выхода за пределы обыденности, предсказуемости и зрелищности. Она отметила, что зрители часто ожидают чего-то уникального и впечатляющего, но не всегда получают это. Юлия также подчеркнула важность драматургии, энергии свободы и риска, которые делают уличный театр особенным.
Критики высказали свои мнения о цензуре уличного театра, отметив, что не нужно ставить рамки перед собой раньше, чем их поставят другие. Подчеркнули, что самоцензура среди художников становится всё более значимой и даже превышает внешние ограничения. “Важно сохранить внутренний огонёк, который отвечает на вопрос «зачем я это делаю». Свобода и художественные задачи должны ощущаться независимо от слов и действий”, — сказала Юлия Клейман. Участники также добавили, что уличный театр и физическое искусство переживают всплеск популярности. И сейчас то самое время, когда актёры могут “сказать” зрителю многое без слов.
Вступившие в дискуссию продюсеры и руководители коллективов, в свою очередь, озвучили проблемы, связанные со свободой слова, высказались о границах, которые перед ними воздвигают веяния времени и внешние обстоятельства, приведя примеры из своего опыта. Не оставили без внимания критиков, благодаря которым, по их словам, их постановки получают профессиональные рецензии.
На дискуссии о развитии уличного театра участники обсудили важные аспекты зрительского восприятия и актерского мастерства в уличных условиях.  едь уличный театр имеет свои особенности. Интересным открытием для меня стало то, что во время спектакля актеры могут взаимодействовать только с первыми четырьмя рядами зрителей, в то время как в классическом драмматическом театре, актеры работают на перспективу.  Актерское мастерство в уличном театре тоже отличается от классического. Актер уличного театра должен обладать навыками циркового артиста, так как он работает в круге, окруженный зрителями со всех сторон. В то время как артисты классической школы привыкли работать только вперед, что приводит к трудностям при переходе на уличную сцену.
Участники фестиваля отметили организацию, ставшего уже традиционным в Альметьевске, фестиваля уличных театров, удобство локации и “привыкания” зрителя к уличным постановкам.
Программный директор Фестиваля Гульназ Ханнанова поблагодарила всех участников, пожелав больше интересных проектов, сумевших привлечь к себе внимание обывателей, критиков, журналистов.
Фестиваль уличных театров «Легкие крылья» продолжает развиваться, привлекая все больше зрителей и участников. Это событие не только радует публику, но и служит площадкой для обмена опытом и обсуждения важных вопросов, связанных с развитием уличного театра.

Лилия Шакирова.