Парад эмоций уличных артистов

«Клоун и Ку. Необыкновенное представление»

Клоун Руслан Риманас из Казани представил на фестивале в Альметьевске свой новый спектакль «Клоун и Ку». Продолжая исследования в области клоунады, он на этот раз обратился к искусству театра кукол. «Клоун и Ку» — спектакль-концерт бродячей труппы, в которой нашлось место забавному гуттаперчевому цирковому гимнасту Дидье, лохматой и дружелюбной собаке Филли, готовой перенюхаться со всеми двуногими и четвероногими зрителями, балеринке Бетси, виолончелисту Пьеро и даже грандиозной Бабулите, венчающей этот парад самодеятельных артистов. Спектакль представляет собой компиляцию отдельных номеров, как и положено концерту. При этом Руслан Риманас находится со своей труппой не в драматических отношениях а ля Карабас-Барабас. Он скорее их бережный адепт и самый преданный зритель. Куклы, а у Риманаса есть и перчаточные, и тростевые, и поясные куклы, и даже марионетки, требуют не только быстрого переключения, но и хорошего владения разными техниками ведения, и в этом молодому артисту есть куда расти.
Персонаж Риманаса практически не проявлен в этом спектакле — он уступает место своим куклам. Невозможно определить, кто этот человек в широком песочного цвета балахоне — его образ коррелируется с клоунской традицией разве что подчеркнуто клоунским гримом. В этом спектакле Руслан Риманас не столько комический персонаж, сколько забавный ведущий-конферансье. Пластичный и обаятельный артист много взаимодействует с публикой, и подкупает своего зрителя с первых минут. Его Клоун — существо деликатное, и оказываясь на сценической площадке, он искренне готов начать выступать, но вот реквизит далеко, за спинами зрителей. Клоун раздвигает зрителей, и пока они, чуть толкаясь и улыбаясь, расступаются, давая путь тележке с бродячими артистами, симпатии зрителя уже завоеваны — они становятся участниками действия и охотно включаются в него.

«Цирк уехал». Театр в гриме «De Bufo», Уфа

Клоунский спектакль Театра в гриме «De Bufo» под названием «Цирк уехал» буквально восходит к расхожей фразе: клоуны остались. Причем остались, видимо, прямо на перроне — с чемоданами, попытками угнаться за проезжающими поездами, поиском билетов и тщетными попытками двинуться с места. Внешний вид трёх молодых артистов напоминает традиции черно-белого кино и персонажей театра абсурда а ля Лаки и Поццо. Черные жилетки на голое тело, черные мятые котелки, шорты и кеды — эти три парня явно принадлежат к поколению, которое ощущает себя клоунами несмотря ни на что. Их спектакль — череда ассоциативной бессюжетной клоунады, в которой есть разве что отсылки к реальности вроде желания успеть на поезд, существующий только в их воображении. И ещё эти трое с первых до последних минут стремятся подраться, но всё никак — то поезд где-то уже рядом, то кто-то падает в обморок по-настоящему, а кто-то притворяется, то вдруг надо песню запевать, то жонглировать. Сорокапятиминутный спектакль строится на череде гэгов, исполненных с молодой энергией и хорошим темпом, который удерживает зрителя. Молодые драматические артисты, решившие отправиться в долгий путь познания клоунады, уже сейчас умеют захватить внимание публики при полной абсурдности всего, что они вытворяют на сценической площадке.

«Чикез ля Фрикез». Независимый уличный театр «Пластилиновый дождь», Самара

Самарский театр «Пластилиновый дождь» известен своими грандиозными многофигурными постановками вроде «Ловцы снов» или «Хазарский словарь», но имеет в репертуаре и вполне конвенциональные уличные постановки, которые легко упаковать в микроавтобус и показать где угодно, будь то городской праздник или фестиваль. «Чикез ля Фрикез» — как раз такой спектакль, рассчитанный на небольшой круг зрителей и прямой контакт с публикой. Его безусловный плюс в том, что виден он отовсюду: пять девушек в ярких красно-белых фантазийных костюмах, напоминающих изыски современных дизайнеров на показах мод, работают на ходулях и оказываются значительно выше своего зрителя. В этих ходулях — и комический эффект, и трюковая составляющая: девушки владеют ими филигранно и способны удивить даже гранд батманом. Игра масштабами напрямую работает на смыслы спектакля. «Чикез ля Фрикез» — история женского коллектива, в котором всегда есть кого выдать замуж, кому позавидовать, и в котором никогда не утихает соперничество за мужчин. Этот поиск своей половинки в зрительской толпе выглядит и смешно и трогательно — девушки словно сознательно выбирают и вытаскивают в свое сценическое пространство самых высоких юношей и мужчин, но и они — всё не то! Потому что ниже ростом, потому что не обняться с ними, как ни нагибайся. Лёгкий, остроумный спектакль обращается к узнаваемым ситуациям — капризные красавицы то разругиваются в пух и прах, то бросаются всей своей красной стайкой селфиться при поддержке зрителей. Но мысль о замужестве неотступна — в финале таки звучит марш Мендельсона и все пятеро, растянув на всех большую белую фату словно паланкин, явно намерены не остаться в девках.

Ирина Селезнёва-Редер