Фестиваль «Лёгкие крылья»: Рост, образование и будущее уличного театра
Четвёртый год подряд я участвую в фестивале уличных театров «Лёгкие крылья» в качестве критика/продюсера и наблюдаю, как развивается и растет этот представительный форум уличной театральной культуры. Видно, как творчески растут коллективы и, прежде всего, устроитель фестиваля — театр с одноимённым названием.
В эти дни Альметьевск оживает, а горожане, сначала с некоторым недоверием воспринимавшие шествия и перформансы, становятся адептами уличного театрального движения, значимой и неотъемлемой частью процесса. Столица нефти Республики Татарстан, уже сейчас может считаться одной из столиц уличного театра России.
Среди многообразия форм и жанров уличного театра, представленных в фестивальной афише, иногда забывается важная составная часть мероприятия — образовательная программа «PRO». О знаменитом альметьевском шествии в день открытия и спектаклях напишу отдельно. Здесь же расскажу об образовательном направлении фестиваля, свидетелем и участником которого я стал.
Поспеть за всеми событиями образовательной программы было буквально невозможно. На нескольких площадках Высшей школы нефти одновременно с самого раннего утра проходили образовательные мероприятия по актёрскому искусству, режиссуре и продюсерскому делу. Очень хотелось попасть на мастер-класс итальянских клоунов или воронежских кукольников из знаменитого театра имени Валерия Вольховского, но, увы, способностями мистера Смита из «Матрицы» я не обладаю.
Что я видел и слышал? В силу собственных профессиональных предпочтений сосредоточился на режиссуре и продюсерском деле. Любовь Старкова, программный продюсер фестиваля уличных театров из Архангельска, рассказала о продвижении театра и фестиваля, о сходствах и различиях этого процесса. Она говорила и презентовала около тридцати минут, а затем участники семинара-лекции делились своим опытом в области фестивального дела. Среди них был бывший директор одного из самых крупных и известных фестивалей России — Платоновского, а ныне директор Воронежского театра кукол, что само по себе говорит об уровне участников. Я также делился опытом, опираясь на казанские и прочие фестивали, к которым имел отношение.
Много говорилось о взаимодействии и контроле театральных групп в соцсетях со стороны учредителей, о том, как реагировать на эскапады негативно настроенных зрителей, и как вообще позиционировать себя в наше непростое время. Участники приводили случаи из собственной практики, из которых складывалась реальная картина современного фестивального движения в нашей стране. Директор Тульского международного фестиваля уличных театров Ольга Глущенко рассказала о правильном подходе к оформлению заявок на фестивали. Здесь также не обошлось без споров, сомнений и дискуссий. Не каждый приобретённый однажды позитивный опыт работает во всех случаях. Есть разница между городами, фестивалями, участниками.
Любопытно, что последние двадцать минут семинара участники обсуждали вопрос ценообразования творческих проектов. Тему подняла питерская клоунесса Скрипа. Стало понятно — это важно. Люди уличного искусства иногда не в состоянии правильно и точно определить стоимость своих услуг.
Для меня центральным событием образовательной программы стала встреча продюсеров и руководителей театров в формате спид-дейтинг. За пять минут руководители и представители театров делились с продюсерами своими творческими идеями, планами, рассказывали о своих коллективах. Жесткий тайминг мероприятия позволил участникам сконцентрироваться на самом важном. У меня уже возникли некоторые продюсерские идеи в отношении нескольких театров. Но время покажет.
Мои коллеги Ирина Селезнёва-Редер и Юлия Клейман очень увлекательно и с привлечением богатого фактического материала рассказали об уличном цирке и театре горожан. Это было содержательно и важно.